|
(29.01.2015)
Современную земную цивилизацию невозможно
представить без таких сооружений, как небоскребы,
мосты, железные дороги. В основе всех этих
сооружений лежит конструкционный материал,
появившийся всего лишь полтора столетия назад… в
качестве материала для садовых кадок.
Первые данные об использовании цемента в
строительстве относятся примерно ко II веку до
н.э. Смесь извести с вулканическим пеплом, пемзой
и туфом со склонов Везувия использовалась
римлянами в качестве связующего при строительстве
каменных сооружений. Римские строители
изготавливали и отдельные элементы сооружений из
цемента, но его прочность оставляла желать
лучшего.
В 1824 году Джозеф Аслдин разработал современный
портландцемент, который в смеси с песком, щебнем и
водой уже можно было применять в качестве
строительного материала – бетона. Он хорошо
выдерживает сжатие, а вот растяжения приводят к
его разрушению. А железные балки, наоборот,
отлично работают на растяжение и плохо на сжатие.
Идея соединить эти достоинства почти одновременно
пришла в голову нескольким людям. Жан-Луи Ламбо в
начале 1850-х годов построил на юге Франции
несколько небольших лодок с использованием бетона,
армированного железной сеткой. Британец Уильям
Уилкинсон в 1854 году стал первым, кто использовал
армированные железными балками бетонные панели в
строительстве двухэтажного дома в Ньюкасле.
Примерно в это же время другой строитель Франсуа
Куанье, экспериментировал с железобетоном во
Франции – он стал первым, кто связал стальную
арматуру перекрытий со стеновыми панелями. Но в
массовую практику новый материал ввел человек, не
имевший к строительству никакого отношения. Джозеф
Монье в 1846 году был назначен садовником в саду
Тюильри возле Лувра. Для пересадки апельсиновых
деревьев на зиму в теплицу ему понадобились
прочные садовые кадки. Монье сделал несколько
таких кадок из бетона (цемент с песком, золой,
молотым кирпичом), но они все время трескались.
Поэтому он укрепил их стенки с помощью железных
стержней. В то время считали, что железные
элементы при перепадах температур быстро разрушают
бетон, но за три года ни одна кадка не вышла из
строя! После этого Монье перешел на емкости для
воды и другие элементы ландшафтного дизайна из
нового материала. В 1867 году он продемонстрировал
армированный бетон на международной выставке в
Париже и получил первый патент на использование
материала в искусственных водоемах. За первым
патентом последовали другие – на трубы и бассейны
(1868), строительные панели (1869), мостовые
конструкции (1873), балки и шпалы (1878). В 1875
году под руководством Монье в замке Шазелье был
построен небольшой железобетонный мост. А в 1879
году немецкий инженер-строитель Густав Вайс купил
права на все патенты Монье и усовершенствовал его
конструкцию, сместив арматуру в сторону наибольшей
нагрузки на растяжение (Монье не был инженером и
не вникал в такие тонкости). Тем самым Густав Вайс
сделал последний шаг в сторону современного
железобетона, вскоре захватившего строительные
площадки всего мира.
|
|